Главная » Статьи » 9 класс » Художественная культура |
Урок № 25.Романтизм. Реализм.
В 19 веке продолжается расцвет музыки и литературы. Они являются ведущими видами искусства 19 века. Упадок архитектуры отрицательно влияет на развитие скульптуры и живописи. Для большинства стран Западной Европы характерны два периода: 1 от Французской революции 1789 г. до Парижской коммуны 1871 г. 2 1871 – до 90-х гг. 19 века На первом этапе примерно до 40-х годов господствует романтизм, а затем с 40-х до 70-х гг. – критический реализм. Романтизм – крупнейшее направление в европейской и американской литературе и искусстве конца 18 – первой половины 19 в. В 18 веке романтическим (от анг. – romantic) именовалось все фантастическое, необычное, странное. На рубеже 18 – 19 вв. термин «романтизм» обозначает новое направление, противостоящее классицизму. Романтизм стал реакцией на кризис всех предшествующих больших стилей – барокко, рококо, ампира). Главной чертой романтизма является идеализация прошлого (Древнего Рима – Roma, отсюда и название). Затем романтизм начинает идеализировать эпоху античности и средневековья). Романтики мечтали о целостном разрешении всех противоречий жизни. Разлад между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. Романтики открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них микрокосмос, маленькая Вселенная. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам и тайным движениям души, к ночной ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического мировосприятия. Требование историчности и народности искусства – одно из непреходящих завоевание романтического искусства. Историзм мышления романтиков ярко проявляется в жанре исторического романа (В. Скотт, Ф. Купер, В. Гюго). В области эстетики романтизм противопоставляет классическому «подражанию природе» творческую активность художника с правом на преобразование реального мира. Классической страной романтизма была Германия. Основы романтического миросозерцания и эстетики заложены немецкими писателями и теоретиками иенской школы (Ваккенродер, Новалис, братья Шлегели, Тик). Самый крупный художник – Гаспар Давид Фридрих (1774 – 1840) – романтик-пейзажист. Им открыт особый тип живописи, где вместо краски использовался чернильный мешок моллюска, эта природная краска не выцветает и порождает особый колорит – желто-охристые и зелено-голобые оттенки. Картины Фридриха музыкальны, они изображают романтический пейзаж. На его картинах искусствоведы нашли следы карандаша и линейки. Его картины – настоящий чертеж. Алгеброй поверяется гармония. Главный носитель эмоциональной нагрузки – цвет. Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости и даже катастрофичности исторического процесса. Джорж Гордон Байрон – романтик номер один. Образы, созданные им обречены на страдание, тираноборство, им свойственна мировая скорбь и пессимизм. «Паломничество Чайльд Гарольда». Специфическое явление английского романтизма – лейкисты – представители «озерной школы» (Вордсворд, Саути и.др.). Их творчеству свойственно сосредоточение на вопросах мистики, фантастики, стихии чувства, религиозного преклонения перед природой. Формирование французского романтизма связано с наследием Просвещения и предшествующими народными традициями, обращенность к современности, к актуальной социально-политической тематике. Ведущее значение романтизм занимал во французской культуре в I половине XIX века. Эжен Делакруа – выдающийся французский живописец. «Резня на Хиосе» - эмоциональный отклик художника на героическую борьбу греков с турками. «Свобода, ведущая народ» - тема личности, во главе толпы молодая женщина, рядом студент, рабочий. Делакруа передал всенародный страстный порыв, объединивший городскую бедноту, рабочих и интеллигенцию. Работал в жанре романтического портрета «Портрет Н. Паганини»- романтического гения, одержимого демоном. Теодор Жерико – основоположник революционного французского романтизма. «Плот Медузы» - картина написанная на сюжет, подсказанный жизнью, на событие, всколыхнувшее общественное мнение Франции. У берегов Франции потерпел крушение фрегат «Медуза», немногие спасшиеся избежали смерти, находясь на плоту, который много дней носился по бушующему морю. Картина была воспринята как обвинение властей в гибели людей. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих картинах («Скачки в Эпсоме»), Жерико разбился, упав с лошади. XIX век – время развития оперного искусства. Джузеппе Верди за 60 лет творческой деятельности создал 26 опер. Реформировал и вывел из кризиса итальянскую оперу. Дал теоретическое обоснование оперной драматургии. «Риголетта» - в основе драма В.Гюго «Король забавляется», драматическое действие составляет социальный конфликт благородного шута и развратного короля. «Травиата» - в основе роман Дюма «Дама с камелиями». Общество не принимает любви куртизанки и светского человека, Виолетта противопоставлена обществу. «Аида» - написана по случаю открытия Суэцкого канала. Действие переносится в Египет в обстановку сфинксов и пирамид, опера насыщена маршами, грандиозными хоровыми сценами. В основе конфликта противостояние рабыни Аиды, чистого и светлого образа, суровым и деспотичным жрецам. Начиная с 40 – гг. 19 в. романтизм уступает место реализму и отходит на второй план, однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего 19 века, обретают новые импульсы в 20 веке. 3 Подведение итогов. Что характерно для романтического типа сознания? А) в музыке - богатство и разнообразие мелодий - тонкость и глубина чувств - яркость музыкального образа Б) в литературе - символика образов - яркость, красочность языка - живописность - олицетворение природы - богатство чувств и оттенков В) в изобразительном искусстве - сложность композиций - резкие контрасты и цветовые решения 4 Д/З: Словарная работа: реализм. | |
Просмотров: 698 | |
Всего комментариев: 0 | |