Главная » Файлы » Методические рекомендации |
27.01.2015, 16:00 | |||||||||||||||||||
Приложение к приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от «____»___________2015 № ____
Критерии оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников) в системе общего среднего и начального профессионального образования, студентов среднего профессионального образования
Создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках. Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Объективная оценка уровня достижений обучающихся предназначена для: - получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; - выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя (преподавателя); - определения причин повышения или снижения уровня достижений учащихся (воспитанников) с целью последующей коррекции образовательного процесса.
Основными функциями оценивания учебных достижений обучающихся являются: контролирующая, которая предусматривает установление уровня достижений отдельного обучающегося (класса, группы), дает возможность учителю (преподавателю) своевременно планировать и корректировать методику изучения следующего материала; учебная, которая предусматривает такую организацию оценивания учебных достижений учащихся (воспитанников, студентов), когда его проведение способствует усовершенствованию подготовки учащегося, группы или класса; диагностическая, которая является основой диагностического подхода в деятельности учителя (преподавателя) и помогает ему устанавливать причины трудностей, с которыми сталкивается обучающийся, выявлять пробелы в его знаниях и умениях; воспитательная заключается не только в цели и содержании заданий, но и в методике их реализации учителем (преподавателем), в последующем комментировании и оценивании работ.
Важную функцию при осуществлении оценивания выполняют его критерии. В зависимости от степени овладения учебным материалом различают пять уровней его усвоения и умения оперировать им:
Система оценивания строится на основе следующих принципов: 1) комплексность: оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся (воспитанников, студентов), в ней отражается не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач; 2) содержательность и позитивность: оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности обучающихся, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные отметки; 3) определённость: оценка характеризует конкретные качества работы учащегося (воспитанника, студента), которые обозначены и согласованы перед её выполнением; 4) открытость: оценка доступна в качестве инструмента самооценки; 5) объективность: оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений субъективных мнений ученика (воспитанника, студента) и учителя (преподавателя), так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определённости; 6) диагностичность: оценка несёт информацию о достижениях обучающегося и о проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность; 7) технологичность: оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий участников учебно-воспитательного процесса, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов.
Перевод системы оценивания будет произведен по следующим критериям: баллы 1- оценка «1», 2-3- оценка «2», 4-6 - оценка «3», баллы 7-9 - оценка «4», баллы 10-12 - оценка «5». Типичными общими критериями выставления отметок за устный ответ могут быть следующие:
Полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; правильно и полно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использована терминология; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ, в основном, самостоятельный, но допущена неполнота определений, не влияющая на их смысл, и/или незначительные нарушения последовательности изложения, и/или незначительные неточности при использовании терминологии или в выводах.
Продемонстрировано усвоение основного содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно, определения понятий недостаточно чёткие, не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены существенные ошибки при их изложении, допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий.
Основное содержание учебного материала не раскрыто, не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя, допущены грубые ошибки в определении понятий и в использовании терминологии.
Выставляется за отсутствие ответа.
Критерии дают возможность осуществлять оценивание учебных достижений учащихся в 5-балльной системе оценивания:
Общее для 5-балльной и 12-балльной систем оценивания: 5 ( уровень учебных достижений) – полное раскрытие темы или вопроса с примерами, а также правильное смысловое построение ответа. 4 ( уровень учебных достижений) – удовлетворительный ответ, касающийся данного вопроса. 3 ( уровень учебных достижений) – неточный или неполный ответ на вопрос. 2, 1 ( уровень учебных достижений) – минимальная оценка; нет ответа на вопрос. Очевидно, что критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся в новых и прежних стандартах содержательно не отличаются.
Таким образом, 5-балльная и 12-балльная системы оценивания взаимозаменяемые и не влияют на объективность оценивания знаний учащихся.
| |||||||||||||||||||
Просмотров: 1805 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |